Из китайской спортивной энциклопедии, Пекин, 1980.

Мэйхуачжуан.

 (Столбы дикой сливы — мэйхуа).

 

Мэйхуачжуан  (также носит название мэйхуацюань, упрощённое до мэйцюань, не стоит путать с одноимённым комплексом стиля наньцюань)- один из видов цюаньшу (кулачного искусства). История его начинается с эпохи Мин, когда первые мастера тренировались на столбах мэйхуа, глубоко вкопанных в землю. До эпохи Цин это искусство передавалось исключительно внутренним семейным путём. Позже, в годы правления императора Цянь Луна традиция начала переходить во внешние круги, что способствовало появлению большого количества мастеров – носителей традиции, таких как мастер Хань Цичан, до недавнего времени живший в провинции Хэбэй в уезде Луаньсянь.

Столбами мэйхуа называют деревянные столбы-сваи (чжуан) диаметром 3-5 цуней*, нижняя половина находится под землёй, верхняя – возвышается над поверхностью на 3 чи* и 3 цуня. Между столбами расстояние в 3 чи (спереди и сзади) и 1 чи 5 цуней (слева и справа). Так как рост мастерства происходит постепенно и непрерывно, высота столбов постоянно повышается, некоторые достигают 5 чи. Некоторые вместо свай использовали куски кирпичей. Сначала упражнялись на плоской стороне кирпича, затем ставили кирпичи горизонтально, тренируя передвижение и устойчивость.

Принцип  расположения столбов заключался в соответствии верха небесным явлениям, низа – земным периодам, середины – 24 календарным сезонам.  Известны столбы «северного ковша» (бэйдоучжуан) или «семи звёзд» (цисинчжуан), «трёх звёзд» (саньсинчжуан), «множества звёзд» (фаньсинчжуан),  «Большой Медведицы» (тяньганчжуан),  «восьми гуа» (багуачжуан), «пяти первоэлементов» (усинчжуан), «девяти дворцов» (цзюгунчжуан).

Основное отличие мэйхуачжуан – тренировка статических позиций (чжуан) в начале обучения, и главная трудность заключается в высоте этих позиций и в устойчивости-укоренении. При правильном начале выстраивания тела рождается сила и мощь. Затем создаётся основа понимания и строгого следования правилам перемещения, движениям тела. В мэйхуачжуан лучше всего тренироваться совместно, допустим, от двух и более человек. Со стороны можно видеть, как группа людей в некоем круге вдруг размыкает его, затем смыкает, то растягивает, то сжимает, и делает это с большим задором. В комплексах — таолу, помимо тренировки прочных статических позиций, не дожидаясь идеальных форм, обязательно отрабатываются перемещения, подобные «движущимся облакам и потокам вод». Предвижения — метаморфозы  следуют определённому, установленному стилевыми особенностями, порядку.

Мэйхуачжуан разделяется на большую часть (дацзя, буквально, большая основа) и малую часть (сяоцзя). Типы стоек — столбов таковы:

- даши (большая позиция или даньфэн чжаоян,  Феникс смотрит на солнце),

- шуньши (позиция по ощущениям естественного выстраивания тела или дапэн чжаньши, огромная птица Пэн расправляет крылья),

- нюши (позиция непокорности или Ерлан даньшань, Эрлан (миф.) передвигает горы),

- сяоши (малая позиция или михоу паньчжи, обезьяна карабкается по веткам),

- байши (позиция отступления или баван сецзя, великий князь снимает доспехи).

Во время исполнения первая позиция переходит по определённой траектории во вторую, вторая – в третью, третья – в четвёртую, четвёртая – в пятую. Круговорот – бесконечен, перемещения – метаморфозы  — изменчивы.

Правила шага мэйхуачжуан говорят о «шаге восьми сторон» (бафанбу) и «шаге в движении» (синбу).

  1. Бафанбу (ещё называется «шаги в толпе», цюньбу). Разделяется на большой (да), средний (чжун) и малый (сяо). Малый шаг – базовый шаг, движения следуют согласно удобству и скорости перемещения, что-то вроде «выискивания лазейки» в схватке, включая, если надо, повороты-вращения. Средний и большой шаги используются тогда, когда приходится преодолевать многообразные приёмы руками, работать на большой скорости, без сумятицы ориентируясь в пространстве, чередуя атаку и отступление. Атака и оборона следуют чувству, подъёмы и падения следуют форме, в метаморфозах есть правила, в спокойствии движения есть искусство.
  2. Синбу обладает тремя основными правилами – байфа (ставить), чжафа (бросаться,ринуться вперёд), чефа (отходить).

В комплексах — таолу мэйхуачжуан с оружием используется алебарда (дадао).  Помимо комплекса с дадао, ещё можно упомянуть двенадцать дорожек с пикой (дацян шиэрлу), проникающие движения шестом (дагань пицыфа), работу с такими видами длинно-ручного оружия, как цзи (двузубая алебарда), гунь (палка), шо (секира), дан (трезубец), па (грабли), даогоумао (опрокидывающая пика с крюком), шаоцзыгань (шест лодочника) и другие. Ещё есть такие формы работы с мечами, как ляньхуаньдао (непрерывный меч – дао согнутый, как бы «большой нож»), цзянь (прямой меч), хутоугоу (крюк «Голова Тигра»), юэ-ягоу (серповидный крюк).

Тренируясь мэйхуачжуан, основное внимание уделяют постепенному проявлению силы в пяти столбах. Ещё большое значение имеет специфическое «распирающее» усилие, пронизывающее всё тело. Гунфу (мастерство) – это соединение ощущений плюс реальная сила, что позволяет почувствовать определённое желание «побиться» в самом хорошем смысле слова, то есть на тренировке во благо здоровья себя и окружающих. В физическом смысле, в столбах есть особенное «раскрытие» пахово – бёдерной области, что добавляет подвижности в тазобедренном суставе, повышает энергичность. Тренируя мэйхуачжуан, следует дышать носом.

Постоянная практика мэйхуачжуан позволяет обрести крепкие нервы и здоровое сердце, улучшить моторику, зрение, физическую силу.

Перевод сделан для российского Общества изучения мэйхуачжуан.

meihuazhuang.ru

 

*  1 цунь = 3.2 см

*  1 чи = 0.32 м