История китайских боевых искусств берёт начало ещё в первобытных общественных образованиях. Научившись изготовлять орудия труда, древние люди стали делать и оружие – для защиты от крупных диких зверей, для самообороны и для охоты. Впоследствии люди стали бороться друг с другом за обладание богатствами, территориями, изобреталось новое оружие, с более высокой поражающей силой. Древние люди посредством сражений не только совершенствовали оружие, но и постепенно накапливали знания и мастерство атаки и обороны в схватках.

В эпохи Шан и Инь появилась бронза, во время сражения основное значение придавалось колесницам. Появились такие виды бронзового оружия, как секира (мао), копьё-клевец (гэ), трезубец (цзи), топор (фу), алебарда (юэ), одностороннеострый меч (дао), обоюдоострый (цзянь). В это же время возникли и методы владения оружием – рубить (пи), колоть (чжа), пронзать (цы), бить-разрубать (кань). Убойная сила оружия возросла, появились первые соревновательные формы. В «Записках о Ритуале – Княжеских Установлениях» есть такие строки: «Следует придерживаться умения, рассчитывать силы, соответственно четырём сторонам, обнажив руки и ноги, решительно обороняться, быстро стрелять из лука», что и указывает на сравнительную демонстрацию древними уровня воинского искусства.

В периоды Вёсен и Осеней, Борющихся Царств появились орудия из стали, в армиях появилось разделение на пеших и конных воинов. Условия сражений изменились, изменилось и оружие. Длинные рукояти и топорища укоротились. А короткоручное оружие (мечи, в особенности) удлинило режущие поверхности. Вот так, качественная составляющая воинской атрибутики ещё более обогатилась. В воинских навыках приоритет отдавался атакующим качествам (например, выпады в шаге), одновременно большое значение стали придавать и пользе для здоровья от занятий ушу. В этот период содержание соревновательных форм существенно возросло, добавились толкающие движения, что обогатило воинское искусство. Каждый год проводились «воинские состязания Вёсен и Осеней», которые существенно продвигали вперёд общий уровень мастерства воинов. В кулачном искусстве цюаньшу совершенствовались ударные техники, атака и защита, контратака, ложные выпады.

В эпоху Цинь получили распространение состязания в единоборствах и схватки врукопашную. Появились площадки для состязаний, судейство, обязательная форменная одежда. В 1975 году в провинции Хэбэй в городе Цзянлин на горе Феникса из циньского захоронения была извлечена расчёска-гребень, на оборотной стороне которой был цветной рисунок, изображающий соревнование на площадке в самом разгаре: на переднем плане развевается высокий занавес, на помосте трое обнажённых по пояс мужчин, одетых только лишь в короткие штаны, поясницы обвязаны поясами, на ногах – изогнутые тапочки, двое участвуют в состязании, один судит, вытянув перед собой руки.

В ханьскую эпоху были танцы с мечами-цзянь, мечами-дао, парными рогатинами (шуанцзи), секирой (юэ) и другими видами. Владение бойцовской техникой в этих танцах давало возможность отобрать лучших для войска. Существовало много видов комплексов-таолу. Эпоха Хань – это период огромного развития воинских искусств, формирования разнообразных бойцовских техник и стилевых направлений. В книге «Ханьшу. Ивэньчжи» («Книга династии Хань. Записи об искусстве и культуре») в разделе «Воинское мастерство» есть 13 разделов и 199 статей, где рассуждается об «изучении техники рук и ног, владении оружием, сборке механизмов, чтобы успешно обороняться и побеждать».

….продолжение в октябре 2013 г.