Источник: Чжунго дабайкэ цюаньшу, тиюй (большая энциклопедия Китая, физическая культура)

пер. К. Агеев

Комментарии переводчика: на мой взгляд, этот материал даёт некоторое представление о стиле с точки зрения интернетовского читателя – коротко и доходчиво. Ещё есть возможность оценить одну из официальных точек зрения, которая, допустим, не совпадает с мнением моего учителя (например, названия и последовательность лаобачжан), но всё же не изменена для объективности суждения читателя. Конечно, существуют более подробные источники информации, публикация которых не планировалась здесь, и, вполне вероятно, выйдет позже в отдельно изданной книге.

 

Багуачжан (ещё известен термин юшэнь багуачжан (ладони багуа, подобно движениям тела в воде), багуа ляньхуаньчжан (непрерывная цепь ладоней багуа)) — вид цюаньшу (боевое искусство), в котором главным считаются изменения – метаморфозы ладоней (бяньхуань) с шагом – передвижением (синбу) и вращением в шаге (цзоучжуань). Благодаря тому, что во время движения прямые и поперечные направления переплетаются, разделяют четыре основных и четыре диагональных восемь сторон, что аналогично рисунку багуа из «Чжоу И». Отсюда и историческое название багуачжанладони багуа. В некоторых старых наставлениях по багуачжан посредством направлений символов-гуа разъясняются направления кулаков, что позволяет зафиксировать восемь символов-гуа в качестве представителей основных восьми ладоней.

 

Истоки происхождения багуачжан начинаются в древности. Согласно существующей официальной версии, в эпоху династии Цин житель уезда Вэньань провинции Хэбэй Дун Хайчуань (1813 — 1882) во время странствования в Цзяннани получал наставления по совершенствованию от даосов, для которых боевые искусства были составной частью практики достижения бессмертия. Некогда Дун Хайчуань служил наставником боевых искусств во дворе знатного цинского вана (князя). Это происходило в Пекине, отсюда начинается история багуачжан, распространение его за последние сто лет по всему Китаю и за его пределы (В район Юго-Восточной Азии).

 

Особенности багуачжан – энергичный, «живой» шаг, быстрая работа корпуса (шеньцзе булин), следование за перестановкой ног, следование метаморфозам (суйцзоу суйбянь), и при работе руками с противоположной стороной (партнёром) — начинать незаметные скручивания и вращения телом, быстрые и решительные многочисленные изменения – бянь.

 

В изречениях мастеров багуачжан говорится:

 

Синжу люйлун,

Шижо юаньшоу,

Цзожу хуцзюй,

Чжуаньи инпань.

 

(В движении словно плывущий дракон, взгляд, как у защищающейся обезьяны, в приседании будто затаившийся тигр, вращается, как орёл летит по спирали).

 

Постановка базы начинается с чжуанбу (замереть в шаге, словно глубоко вкопанный столб-свая) – статической тренировки и синбу – шага в движении. Форма тела ищет такое положение, при котором надо стоять прямо (вертикальная опора) и фиксировать голову в качестве опоры (вроде подпорки для чего-либо сверху – прим.перев.). Поясница подбирается так, что ягодиц не видно, на месте соединения с поясницей образуется гладкая линия. Плечи расслабляются, локти свешиваются. Живот наполнен (один из вариантов перевода иероглифа ши – конкретный, настоящий – прим. перев.), грудь свободная, бёдра втягиваются, паховая область подобрана.

В шаге необходимо добиваться спокойного поднимания и устойчивого опускания стоп, с точной их фиксацией при касании поверхности. Пустота и наполнение отчётливо разделяются. Движения похожи на шлепанье ногами по грязи, идём вперёд, словно сидим в паланкине (крытой повозке, которую несут на руках слуги). Вынося ногу, необходимо касаться голенями (лодыжки обеих ног касаются друг друга при прохождении одной рядом с другой). Во время движения по кругу внутренняя нога проходит прямо, внешняя нога ставится внутрь. Колени держатся рядом, нельзя открывать пах.

В искусстве работы с телом (шеньфа) основное внимание уделяется скручиванию (нин), вращению (сюань), поворотам (чжуань), переворотам-опрокидываниям (фань). Не надо фиксироваться в изменчивых круговых движениях.

Ладони принимают форму лапы дракона (лунчжао), ещё существует форма нюшэ (бычий язык). В искусстве работы руками (шоуфа) присутствует толкание (туй), подпорка (то), захват (дай), контроль (лин), перетаскивание (бань), препятствование (лань), рассечение (цзе), удержание (коу), ухват (чжо, на), ведение за собой (гоу), закрытие (би), уход (шань), раскрытие (чжань) – всего 16 принципов.

 

Необходимо уметь продвигаться вперёд и двигаться вспять, быть в состоянии трансформировать и порождать, соединять пустое и наполненное, в изменениях – бянь не ставить самому себе ни психологических, ни физических преград. В каждой ладони – окончание движения, исходящего из поясницы, которая служит двигательной осью тела. Весь корпус – единое тело, внутреннее и внешнее гармонично соединены. Внешняя работа направлена на руки, глаза, корпус, шаг. Внутренняя концентрация заключена в сбалансировании сердца, духа, воли, циркуляции ци, физической силы.

 

Багуачжан разделяется на фиксированную основу (динцзяцзы), подвижную основу (хоцзяцзы), базу превращений-бянь (бяньцзяцзы) – трёхшаговое или трёхступенчатое гунфу. (Под термином гунфу мы будем подразумевать достижение мастерства, затраченное на это самое мастерство время – прим. перев.).

 

Динцзяцзы – это основное, базовое гунфу. Необходимо отрабатывать одинаковые позиции по единым правилам, шаг за шагом упорядочивая внешнюю форму. Следует успокаиваться, не следует ускоряться, спешить. Следует стремиться к точности принимаемых стоек, позиции чжуанбу – крепкие и надёжные, шаг синбу – спокойный и устойчивый. Для получения действительного, настоящего результата нужно работать над «девятью правилами начального курса» (жумэнь цзюяо) –

 

  1. Опускание – та (втягивание и опускание поясницы),
  2. Удерживание – коу (локализующееся в груди),
  3. Поднятие – ти (поднимание копчика, втягивание ануса),
  4. Подпорка – дин (голова упирается вверх, язык упирается вверх, пальцы ладони обращены вперёд и вверх),
  5. Обвёртывание – го (завёртывание рук),
  6. Освобождение – сун (расслабление плеч, опускание ци),
  7. Свешивание — чуй (свешивание локтей),
  8. Втягивание – со (основания бёдер, надключичные ямки («корни плеч») убираются внутрь),
  9. Поднимая, выворачивать. Опуская, опрокидывать. (Руки вращаются вовне и внутрь).

 

Не следует распрямлять-выгибать грудь, выпячивая живот, усиленно концентрироваться на циркуляции ци, грубеть в физической силе (так называемые три больших болезни).

 

В хоцзяцзы следует упражняться в достижении гармонии в движениях, соединяя разные формы. Используя базовые принципы, тренируясь одновременно в шаге, вращении, изменениях-бянь, происходит понимание сути этих принципов и, соответственно, овладение мастерством.

 

Бяньцзяцзы соединяет внешнее и внутреннее, намерение ведёт за собой тело, которое следует за волей. Изменения-метаморфозы – непринуждённы. Следуя намерению вклиниться, нужно блокировать атакующие удары, захватывая последовательно части тела спарринг-партнёра. Движения достигают состояния «лёгкости лебединого пуха», изменения подобны вспышке молнии, устойчивость – каменной глыбе.

 

Основная часть багуачжан, его внутреннее содержание – бамучжан (восемь материнских ладоней или восемь основных ладоней), ещё называемые лаобачжан (старые восемь ладоней). В него входят:

 

  1. Даньхуаньчжан (ладонь одиночного изменения),
  2. Шуанхуаньчжан (ладонь парного изменения),
  3. Шуньшичжан (ладонь по направлению силы),
  4. Бэйшеньчжан (ладонь разворачивает корпус спиной),
  5. Фаньшеньчжан (ладонь опрокидывает корпус),
  6. Мошеньчжан (ладонь, шлифуя, разворачивает корпус),
  7. Саньчуаньчжан (ладонь трёх пронизываний),
  8. Хуэйшэньчжан (ладонь возвращает корпус).

 

В отдельных районах распространены другие формы, не совсем похожие на вышеперечисленные. Существуют формы льва, оленя, змеи, ястреба, дракона, медведя, феникса, обезьяны – восемь характерных типов. Ещё встречаются формы парных толкающих ладоней (шуанчжуанчжан), ладоней, раскачивающих тело (яошэньчжан), пронизывающих ладоней (чуаньчжан), поднимающих ладоней (тяочжан), которые можно рассматривать в качестве базовых комплексов, передающих внутреннее содержание техники стиля. Внутри каждой из ладоней можно увидеть много производных техник движения ладонями. Говорят, что из одной простой ладони рождаются восемь, и далее, восемь на восемь – получается шестьдесят четыре ладони.

 

В багуачжан встречается одиночная тренировка (даньлянь), парная (дуйлянь) и тренировка, внешне похожая на саньда (сыпать ударами). В базисных устных наставления мастеров сказано, что стиль багуачжан имеет связь ещё и с восемнадцатью движениями рук архатов (шибатан лоханьшоу), семьюдесятью двумя рассекающими движениями ног (цишиэр цзэтуй), древней техникой шаолиньского ушу, однако в настоящее время эта связь практически не видна.

В стиле есть работа с оружием – мечом-дао (изогнутым, одностороннеострым), пикой-цян, мечом-цзянь (прямым, обоюдоострым), рогатинами-цзи. Принципы тренировки, как и всегда, воплощают следование движению, следование метаморфозам. Оружие следует за движением корпуса в шаге, тело следует за изменениями позиций, в зависимости от конкретных особенностей ситуации взаимодействия. Кроме того, ещё существует секира утки и селезня (яньян-юэ), острые петушиные когти (цзичжаожуй), колесо огня и ветра (фэнхолунь), кисть Хранителя Книги Жизни (Паньгуаньби, из китайской мифологии – прим. перев.), короткое и небольшое парное оружие, присущее этому направлению ушу и мало сопоставимое с другими стилями.

 

Занятия багуачжан полезны для мягкости тела, упругости и эластичности тканей, скорости движений, собранности, выносливости, наполняют силой ноги, придают им и телу в целом правильную рельефную форму.