Второе песенное наставление

Хоучжоу сяньде чжоуяньсинь,

Шоуцай фаньта сянцяньгэнь.

Гэньдао цяньчжоу хэбали,

Цяньхоу ляншоу итуаньшэнь.

 

 

(Задний локоть, ранее сложившись, прикрывает собой сердце,

Руки вновь, переворачиваясь, опускаются и следуют вперёд.

Дойдя до переднего локтя, соединяемся с силой-ли,

Обе руки – передняя и задняя – охвачены духом-шэнь).

 

Комментарии: дечжоу: непосредственно предплечье задней руки поворачивается в месте излома и направлено внутрь, локоть сгибается и плотно прилегает к груди под ложечкой. Фаньта: вначале центры рук обращены вниз, обе руки одновременно выталкивают-прикрывают в направлении центра круга и опускаются вниз. Хэбали и итуаньшэнь: в это же время предплечья свешиваются вниз и становятся крепкими, положение похоже по сути на узел-обхват. В охватывании необходимо упорядочивать усилие-цзин. Вместе с верхом и низом всего тела это может быть названо итуаньшэнь.

Этот стих о том, как нужно выставлять вперёд руки и предплечья. Во время тренировки багуачжан прежде всего вытягиваются предплечья, руки обращены центрами вверх и разделяются на переднюю и заднюю. Задняя рука складывается (дэчжоу), что даёт возможность использования её для защиты области груди и рёбер. Поэтому и говорится «чжоуяньсинь» (локоть прикрывает сердце). Фиксируется задняя рука на незначительном расстоянии, примерно один цунь (китайский дюйм), чуть ниже локтя передней руки. Из-за того, что пальцы рук образуют «подпорку вверх», запястья «давят вниз». Плечи включают свою силу только по мере необходимости, в зависимости от конкретной ситуации. И, так как разделяем руки на переднюю и заднюю, во время ходьбы по кругу или спарринга, или схватки в шаге «укореняемся», метаморфозы рук синхронны с шагом. Кроме того, передняя рука может вращать задней рукой, задняя – передней, обе они могут произвольно наносить удары либо ставить заслоны (блокировать). Заслон или проникающий удар, передняя или задняя рука, задняя или передняя – это принцип взаимоперехода инь-ян. Отсюда и высказывание «ляншоу итуаньшэнь». Это именно единство «верха и низа», «наружнего и внутреннего» обеих рук, начинающих движение от бёдер и использующих их силу – так называемое «шоусуй бухэ» (руки движутся-следуют в соответствии с шагом).