Первое песенное наставление

Кунсюн бадин сятаяо

Нюбу гэси чжуадилао.

Чэньцзянь чжуйчжоу шэньцяньчжан,

Эрмо сюйчун хукоуцяо.

 

(Пустая грудь, вытянутый верх, опущенная поясница

в шаге – закручивайся, смыкай колени, твёрдо стой на поверхности.

Плечи «утоплены», локти свешены, ладони вытянуты вперёд,

Глаза устремлены в «пасть тигра» ).

 

Комментарии:

Кунсюн (пустая грудь): грудь, можно сказать, «обхватывает». Грудь собирается и втягивается внутрь.

Бадин (вытянутый верх): «опустошая», расслабляя шею в области воротника, усиливаем, «наполняем» направление макушки вверх. Ещё этот принцип называется «голова подвешена» (динтоусюань).

Сятаяо (поясница опущена): поясница опускается именно вниз, расслабляясь, будто «тонет» в воде.

Нюбу (в шаге — закручивайся): ноги устремлены внутрь, как бы накрывая одна другую (коу), ещё можно сказать, что при ходьбе по окружности внешняя стопа слегка «накрывает» другую ногу, будучи направленной носком внутрь круга.

Гэси (колени сомкнуты) : колени расположены настолько близко друг к другу, что могут соприкасаться.

Чжуадилао (прочно «вгрызайся» в землю): указывает на то, что пальцы ног во время шага при постановке стоп на землю сразу же «ухватывают» поверхность, так называемое «хватание земли пятью пальцами». Таким способом можно повысить устойчивость.

Чэньцзянь (плечи утоплены): оба плеча необходимо направить вниз, расслабить и опустить.

Чжуйчжоу (локти свешены): локти обращены вниз, будто «висят».

Хукоуцяо (глаза смотрят в «пасть тигра»): «пасть тигра» (хукоу) — расстояние между большим и указательным пальцем. Необходимо смотреть перед собой, взгляд направлен в промежуток хукоу, затем устремляется дальше вперёд.

 

Эти первые строки из стихотворных наставлений – основные тезисы тренировки багуачжан, базовые требования к круговому шагу и сам, собственно, принцип стиля. Их нужно придерживаться с самых первых занятий. В осанке нужно опустошать шею, усиливать макушку. Грудь собрана, спина вытянута. Расслабляется поясница, расслабляются бёдра. Опускаем вес своего тела в стопы. Тем самым, скрученность перенаправляется вниз и повышается устойчивость. Ещё необходимо концентрировать жизненное начало – цзин и духовное начало – шэнь, всецело собраться. Необходимо добиться естественного соответствия этим требованиям для дальнейшего продвижения в практике.

 

Бадин: ещё называется динцзинь (усиливать макушку) и сюаньдин (макушка подвешена). Это – способ выпрямления головы. При выпрямлении головы поднимается дух – шэнь и семя – цзин. И только тогда возможно появление духа — шэнь, собирание и усиление. И только тогда «излучение» глаз может стрелять в четыре направления. Благодаря тому, что шейный отдел выпрямляется, туловище также становится прямым. Поэтому мастера стилей «внутреннего направления» — нэйцзяцюань особенное внимание уделяют выпрямлению головы и тела. Только в случае удерживания такой осанки возможна подвижность и энергичность при поворотах.

 

Кунсюн цзиньбэй (грудь опустошена, спина натянута): также может называться ханьсюн бабэй (вместительная грудь, вытянутая спина). Это также необходимое требование нэйцзяцюань для достижения правильной осанки. Поскольку нэйцзяцюань тесно связаны с философией даосских практик, справедливо требование «опустошения сердца» наряду с «натянутостью» спины. Нет пустоты в груди – нет натянутости в спине, ци не может вернуться в дяньтянь, в пределах груди неизбежен застой ци, что приведёт к избытку и напряжению ци в груди. Это противоречит естественному устройству физиологии тела, поэтому напряжение ци повлечёт за собой физическую слабость. Ци может включать в себя принципы работы даньтянь, которые глубоки по пониманию и проявляются постепенно. Что называется, ци входит в даньтянь, поскольку руководствуется дао, и это – искусство обретения здорового тела и долгих лет жизни.

 

В багуачжан есть такая пословица : «яньшоу сычжуй» (строго следи за четырьмя свешиваниями). Эти четыре свешивания (сычжуй) таковы – плечи опускаются на поясницу, поясница – на бёдра, бёдра – на колени, колени – на стопы. Именно это и отражено в строках «таяо», «гэси чжуадилао». Когда постигнут принцип сычжуй, более глубокое дыхание входит в даньтянь, вследствие чего рождается «внутренняя сила» (нэйцзинь), и становится возможным направить вниз центр тяжести тела, достигнув желаемой твёрдости в стойках и подвижности при поворотах. Вследствие того, что «нижний круг» «пустил корни», во время единоборства происходит выброс силы-цзинь, которая исходит из центра стопы и направляется вверх, проникает в поясницу и выходит из рук. Это именно и является лучшим применением принципа сычжуй. Вдобавок, свешивание локтей (чжуйчжоу) позволяет плавно перенаправить силу-цзинь в зависимости от ситуации. Если локти не опущены, в таком случае цзинь, достигая локтевой части, тормозится и не может достичь пальцев рук, поэтому локти обязательно опускаются. В то же время опускание локтей используется для защиты груди и рёбер. В багуачжан говорится: «локти прикрывают сердце» (чжуй янь синь). Что касается соединения коленей (хэси), это нужно для закрытия области промежности. Следовательно, выполнение требования «четырех свешиваний» – упрочнение позиции в «нижнем круге» (сяпань). Во время движения контроль снова целиком исходит из поясницы, что вполне соответствует природе движений и обеспечивает энергичность, подвижность при перемещении, естественность и непринуждённость в применении. Это полностью сопоставимо как с «внешним», так и с «внутренним» — упорядочив корпус-тело, «включая» силу бёдер, достигаем естественности во вращении.

Первая особенность багуачжан – движение по кругу. Помимо изложенных выше требований к положению тела, ещё обращается внимание на ровное поднимание и ровное опускание стоп во время ходьбы и поворотов. Так называемое ровное поднимание – это в момент отрыва задней ноги не раскрывать стопу (точнее, не обнаруживать середину стопы). Правило шага таково: если сзади – правая нога, и она собирается совершить шаговое движение, в таком случае сначала вес тела переносится на левую ногу, затем, ведя правым бедром, слегка приподнимаем и перемещаем правую ногу большим пальцем вперёд. Таким способом правая нога поднимается ровно. Так называемое ровное опускание – в момент опускания на землю передней ноги нельзя разворачивать вперёд и раскрывать стопы. Внешняя сторона стопы выровнена и натянута, а затем опускается на поверхность. После опускания на землю пять пальцев ноги сразу же «хватают поверхность» (чжуади). Такой способ ходьбы похож на шлепанье по грязи, поэтому и говорится «шаг подобен шлепанью по грязи» (бужу тан-ни). Если нет навыка «ровно поднимать и ровно опускать» обе ноги, тогда непременно будут обнажаться подошвы и стопы будут раскрыты. А это – пренебрежение правилами багуачжан. Поэтому, в багуачжан особенно строгие требования к методике движения ног в шаге. Для достижения в шаге устойчивости и скорости необходимо отрабатывать ровное опускание и ровное поднимание стоп. Так как тело опускается вниз, оба колена сгибаются и подпирают друг друга, во время движения и ноги, и стопы как бы превращаются в ножницы, поэтому получили название «ноги-ножницы» (цзяньцзыгу). В движении по кругу, независимо от поворотов и вращений слева и справа, внутренняя стопа направлена в центр окружности и прямым уверенным, твёрдым шагом переставляется вперёд. Внешняя стопа (по отношению к кругу) снаружи перешагивает вперёд, «закрывает» (коу) и носком обращена к центру круга незначительно. Такой способ постановки стоп при шаге по окружности напоминает иероглиф «ба» (восемь). Поясница, насколько возможно, «закручена» в круг. Бёдра и поясница максимально «приседают» вниз, голова образует «подпорку» вверх – образуется натяжение-усилие, которое направляется назад и в стопы. Глаза смотрят перед собой «расширяющимся» взглядом в область руки «пасть тигра» (хукоу). Передняя рука и задняя стопа «чувствуются откликом» друг в друге, соответственно, направлением вниз и вверх, задняя рука, незначительно изгибаясь поперёк, держится перед собой. Пальцы передней руки направлены к локтю и по высоте расположены на линии бровей. Области хукоу обеих рук, похожие на водопады, необходимо удерживать в округлой форме. Начальные шаги – небольшие, области постановки шагов-коу – отчётливо разграничены. Во время движения стопа и пятка не перекручиваются, и именно поэтому не следует использовать пятку или стопу в качестве оси вращения при поворотах. Необходимо держать ровно стопы при отрыве от поверхности и при последующих закрываниях-коу или постановках-бай. Это и есть принцип багуачжан «шаг следует за движением поясницы, поясница следует за поворотом шага».

Особенное внимание нужно обратить на постоянную концентрацию духа, нельзя быть расхлябанным. К тому же, необходимо придерживаться изложенных выше правил, если руки, глаза, положение тела, шаг согласованы в координации, достигается единение с изначальными природными свойствами. Затем соединяются равным образом дыхание, четыре конечности, сто костей, естественность и наступает благожелательность и внутренний комфорт.