Третье песенное наставление.

Бувань цзяочжи сянцяньшэнь,

Синжу туймо ибаньчжэнь.

Цюйси суйкуа яонюцзу,

Яньдао саньмянь буяошэнь.

 

(В шаге стопы сгибай и вытягивай прямо-вперёд,

Словно постоянно толкаешь мельничный жёрнов,

Колени сгибай, следуя пояснице и бёдрам, скручивай ноги,

Взгляд по трём сторонам, не раскачивай тело.)

 

Комментарии: данный стих – об излагаемых ниже требованиях к пояснице и части тела от ягодиц до коленей (задняя часть). Во время тренировки шага по кругу внутренняя нога перешагивает по прямой, затем незначительно «накрывается» внешней. Так идём вперёд, естественным образом формируя подходящую окружность. Так как движение скоординировано с центром окружности, получается картина, похожая на толкание человеком мельничного жёрнова. Тренировка багуачжан похожа на движение по кругу вокруг дерева (глядя на это дерево). Только при этом в шаге по кругу колени скручены, центр тяжести из поясницы опускается в ляжечную область (от ягодиц до коленей), затем доходит до коленей и стоп, тем самым достигается цель — устойчивость. Опуская, поясницу ещё и «подбираем» к центру. Ещё надо стараться скручиваться и делать это очень «тонко». Таким образом формируется позиция из «четырёх квадратов» шага и «четырёх углов» рук. В результате того, что колени сгибаются, «приседаем» в бёдрах, необходимо чётко разграничивать в обеих ногах перед и зад, наполнение и опустошение. Передняя нога в момент вытягивания словно переходит вброд воду. Чем более центр тяжести опускается вниз, тем устойчивей тело. При тренировке багуачжан необходимо искать такую позицию тела, при котором центр тяжести опускается наибольшим образом. Поэтому нужно «смыкать» колени и «присаживаться» на бёдра. Тем самым, увеличивается возможность в верхней части тела быть подвижным и в нижней – устойчивым. И в таком случае глаза получают возможность обозревать много сторон, а тело не может раскачиваться.