Сине-зелёный фарфор (цинцы)

Сине-зелёный фарфор подчёркивает зеленоватый оттенок, цвет этого типа глазури на фарфоре — бело-синий. Первое упоминание о цинцы встречается в эпоху Тан в «Чацзине» у Лу Юя: «Поверхность цинцы подчёркивает цвет зелёного чая». Что касается знаменитого иероглифа «цин», почему его использовали в названии, раньше, в эпоху династии Цзинь (265-419 гг.), такой фарфор называли люйцы (зелёный фарфор). Дошедший до эпохи Суй (581-618 гг.) люйцы при Танах (618 – 907 гг.) в обиходе стал именоваться цинцы.

Цинцы начинает свою историю с династии Инь (1401-1122 гг. до н.э.) и бурно развивается в эпоху Тан. А при династии Сун (960-1279 гг.) достигает расцвета. Его истории уже более трёх с половиной тысяч лет. Зелёный цвет цинцы и его лекарственные свойства обусловлены наличием в его составе крошечных металлических частиц. Окрас проявляется после высокотемпературной обработки (1200 градусов) с последующим длительным обжигом. Из-за отсутствия должного контроля качества в последние годы на рынке появилась изрядная часть поддельного цинцы. В таких изделиях обжиг скоротечен, и степень окисления металлических частиц отличается от требуемой. К тому же, характерный зелёный окрас появляется при определённом сочетании меди и хрома. Цвет некачественного цинцы — «застывший», чувствуется бледность световых тонов, не ощущается живого, ярко выраженного «тепла». Это – не настоящий цинцы, его окрас ни на йоту не соответствует волшебным «метаморфозам» поверхности. Фарфоровые атрибуты цинцы, как изящное искусство, заряжают своей непосредственностью. Цинцы внешне должен походить на жадеит. Сине-зелёный цвет благоприятствует богатству и безмятежности, скромности. Это не только согласуется с нормами конфуцианства и неоконфуцианства, но также высоко ценилось согласно возникшим в эпоху Тан эстетическим и литературным идеалам. В период расцвета танской династии поэт Лу Юй в разделе «Чацзина», посвящённом атрибутике, восхвалял цинцы именно как драгоценность, полагая, что использование цинцы ярче проявляет цвет чая, подчёркивает именно прелесть чистоты цвета. И живший во время поздней Тан поэт Лу Гуймэн сочинил такое поэтическое славословие о красоте цинцы:

В Юэ девять осеней росу и ветер обжигают,

Тысячелетних горных скал цвет изумрудный добывают.

(В настоящее время существует термин юэский обжиг – тип сине-зелёного фарфора из провинции Чжэцзян, возникшего при династии Тан).

 

О «драгоценной» внешности цинцы говорят и такие поэтические названия: «ясная луна», «тонкий лёд», «очищающий лотос», «искрящаяся синева, текучий изумруд», «тело, подобное прекрасному нефриту». В эпоху Сун цинцы делали для самых изысканных, можно сказать, эстетически капризных людей. Их утончённый вкус и изысканность послужили ориентиром для долгого периода фарфорового дела последующих эпох. И сегодня немало знаменитых мастеров керамики, как в Китае, так и за его пределами стараются воспроизвести эту божественную утончённость.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Опрос

Какой из китайских чаев вы предпочитаете? (макс. 3)

View Results

Loading ... Loading ...