Искусство и практика
…из записей в блокноте:
…В искусстве владения кистью, будь то каллиграфия, живопись, невозможно понять суть движения, если разделять тело на отдельные части, скажем, когда кисть руки движется сама по себе, плечо и поясница сами по себе, в другом ритме. А если учесть отсутствие тренировки дыхания, то в таком случае каждый написанный иероглиф все дальше и дальше будет уводить в сторону от мастерства.
Тем не менее, даже в китайских учебниках по иероглифике практически невозможно встретить какие-либо советы и рекомендации относительно регулирования дыхания в процессе написания иероглифа. Это, на мой взгляд, не связано с неосведомлённостью авторов пособий о необходимости дыхательных практик. Скорее всего, можно предположить и большее — китайские мастера кисти ЗАНИМАЮТСЯ этим. А иначе не будет каллиграфии, можно только копировать знаки, тексты и только. Однако, здесь не хотелось бы формировать некий шаблонный подход к носителям языка и традиции. Мастер мастеру — рознь, пути людей и представления о правильном и ложном не всегда совпадают. Одному человеку от природы что-то в каллиграфии достаётся естественным образом, а другой может почувствовать, как говорится, силу кисти не иначе, как через тренировки на раскрытие внутренней работы, то есть, к примеру, цигун (тренировка движения энергии-ци), традиционное ушу (практики воинов).
О цигун нельзя не сказать подробнее. Человеческий организм с точки зрения давних традиций сохранения и приумножения жизненной силы, необходимо тренировать не только телесно (скажем так, на грубом плане), но и ментально (то есть, в тонкой сфере). Со времён далёких и легендарных из поколения в поколение передавались и приумножались такие искусства, как медитация, дыхательные упражнения, вид которых мог меняться, в зависимости от четырёх времён года, разделённых древними китайцами на 24 сезона. Циркуляция жизненной энергии ци в теле практикующего становилась для него осязаемым и управляемым потоком. В принципе, при длительных и правильных тренировках считалось возможным достичь не только крепкого здоровья, но и определённого даосскими или буддийскими нормами уровня мастера-совершенномудрого, небожителя. Такой человек считался просветлевшим, святым. В древнекитайской даосской традиции такие упражнения носили названия даоиньшу или туна, в буддийской — ицзиньцзин. Цигун, как термин обобщающий внутренние техники, получил распространение во второй половине двадцатого века и связан с процессом государственной систематизации народных традиций в КНР.
История боевых искусств в Китае берёт начало со времён возникновения первобытных обществ (метание камней и палок в мамонтов, бой племя на племя и т.д.) и развивается по мере совершенствования орудий ведения войны и общей эволюции философской и стратегической школы Поднебесной. Историки считают, что уже две тысячи пятьсот лет назад в древнекитайских княжествах проводились турниры бойцов, награждались победители, даже выпускались ежегодники со списками участников. В последующий период времени стали появляться разнообразные типы воинской экипировки, совершенствовались навыки владения и новым и старым оружием.
Вид тренировки, для которой характерна целенаправленная бойцовская подготовка, получил название угун (можно так образно перевести — тренироваться для боя). А практика работы над собой, как искусства постижения циркуляции энергии-ци, получила название вэньгун (тренироваться, чтобы что-то познать).
Разделение на у и вень окрашивает искусство познания на янское и иньское взаимодополняющее усилие при работе над собственным сознанием. Баланс инь-ян в человеском теле может зависеть и от количества и качества упражнений либо вэнь, либо у, как необходимых процессов для развития гармоничных качеств, обязательных в облике мастера.
Добавить комментарий