Пять помех и пять соответствий
Сунь Готин «Руководство по каллиграфии» (Шупу) (VII в.)
Пять соответствий:
1. Душевная гармония, радостнодушие, неозабоченность.
2. Доброточувствие, последование разуму.
3. Мягкая погода, свежий воздух.
4. Хорошо подобранная бумага и тушь.
5. Внезапно пришедшее желание писать.
Пять помех:
1. Встревоженность, внутренняя озабоченность, ощущение связанности.
2. Подчиненность обстоятельствам, противоречащим замыслу.
3. Жаркий ветер, палящее солнце.
4. Бумага и тушь не в соответствии.
5. Чувство расслабленности, скованность в руке.
Если достигнуты все пять соответствий, в душе — гармония, в кисти — радостная полнота звучания. Когда же налицо помехи — мысль обрывается и разрушается, рука теряет управление.
Перевод взят из книги «Литература. Каллиграфия. Живопись» Соколова-Ремизова
Комментарий:
Было бы странно делать что-либо хорошее в состоянии душевной дисгармонии и при этом достичь результата. Если нет настроения, иероглифы не получатся. Поэтому, полезно попробовать расслабиться, выполнить дыхательные упражнения, например цигун, приготовить чай, настроиться и начать работать кистью…
Каллиграф- не каллиграф, если он — не чувствительный человек. Другое дело, что мастеру не пристало вовлекаться в посторонние процессы, мешающие осуществлению намерений. А какова цель мастера каллиграфии? Сложно сказать компетентно мне, не являющемуся мастером. На данном этапе понимания можно сформулировать таким образом:
Удерживая внутреннее состояние срединности,
Спокойно делать своё дело -
Ощущая свет, исходящий из глубины души,
Осознавая разумом намерение,
Смотреть,
Как кисть рождает иероглиф — рисунок.
Не должно быть жарко или холодно. Дыхание-ци не застаивается, необходим приток свежести, и тогда — отдыхаем, получаем удовольствие, наслаждаясь естеством природы — цзыжань и гармонией кисти.
Традиционная бумага для каллиграфии и живописи (сюаньчжи — сюаньская бумага), делается на бамбуковой основе и делится по свойствам впитывания (абсорбции) туши на две большие группы — шэнчжи (сырая или необработанная бумага с высокой абсорбцией), и шучжи (обработанная термически с низкой абсорбцией). На поверхности бумаги шэнчжи тушь любит растекаться, как по «промокашке» клякса , движения кистью должны быть внимательными и чётко выверенными. Шучжи не создаёт клякс и потёков, но и писать на ней нужно по-другому. Мастера говорят, что шэнчжи больше подходит для каллиграфии-шуфа, а шучжи — для живописи-гохуа. Соответственно бумаге подбирается и густота туши.
Внезапно пришедшее желание писать можно назвать ещё и «наличием творческого начала». Да, бывает… Творческий порыв, по-моему, всегда неожидан в какой-то мере.
Мастер кисти всё равно, что умелый мореплаватель, умеющий ловить хорошим парусом (кисть) порывы ветра (внутренний настрой) и держать правильный курс (следование традиции), оставляя за собой след-траекторию движения судна-тела на бумаге-воде.
© Константин Агеев
Добавить комментарий